Ул. Розы Люксембург, д.61
д. Брусилово, д.37

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НАКАЗАНИЯ

18.03.2020

Родителям, решившим растить детей в рамках свободного воспитания, бывает не просто понять, как действовать в случае нарушений: ведь нельзя бить детей, кричать и ругаться, унижать достоинство, делать постоянные замечания. Как же тогда действовать, если ребёнок совершил ошибку или раз за разом делает что-то недопустимое?

⭐ПРАВИЛА И ГРАНИЦЫ⭐
Пресечение обычно необходимо в случае нарушения общих правил: не бить, не портить вещи и не уважать чужой труд. Если ребёнок уже знаком с данными правилами и всё же не соблюдает их, первое, что необходимо сделать, – остановить его действия.

Сначала скажите ребёнку о том, что он нарушает правило:

❗ Ты сейчас портишь книгу, а портить вещи нельзя.

Если ребёнок не воспринимает запрет, то для младших детей лучше всего действует простое пресечение действий:

— ❗Ты портишь книгу. Мне придётся забрать её у тебя.

— ❗Ты мешаешь ребятам стоить город из песка, нам придётся отойти и посидеть в стороне, чтобы не мешать.

— ❗Ты хочешь побить мальчика, а бить нельзя. Мне придётся подержать тебя, пока ты не успокоишься.

Не бойтесь проявлять строгость в подобных ситуациях. Будьте последовательны: всегда останавливайте недопустимые действия малыша.

Другие правила могут меняться в зависимости от обстановки. Бывают правила, принятые в вашей семье:

— ❗В нашей семье не смотрят телевизор за едой.

Или правила в каком-то определённом месте:

— ❗Сейчас мы пойдем в поликлинику. Там не принято разговаривать громко.

Обязательно следует сообщить ребёнку о правилах заранее, а также желательно объяснить, где именно соблюдается то или иное правило и почему оно возникло:

— ❗Если мы будем вставать с мест, то на следующих рядах не будет видно, что происходит на экране.

⭐МЕТОД ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ⭐

Если срочное вмешательство родителей не требуется, выбирайте метод естественных последствий.

Например, если ребёнок поставил стакан на самый край стола, вы можете предупредить его:

— ❗Стакан стоит на столе и может упасть.

А можете и не предупреждать вовсе. Ребёнок сам увидит последствия своих действий – пролитую воду. В таких случаях следует соблюдать спокойствие и помочь малышу самому справиться с последствиями: дать ему тряпку, чтобы вытереть воду.

В некоторых ситуациях сложно увидеть разницу между наказанием и методом естественных последствий. Если вы запрещаете ребёнку пользоваться вещью, которую он неоднократно ломал, – это наказание или последствие? Если ребёнок берёт без спросу чужие вещи на детской площадке, и вы вынуждены уйти, – это наказание или последствие?

На самом деле есть условия, которые отличают наказание от естественного последствия.

Наказание: «Если ты сейчас же не придёшь за стол, после ужина останешься без мультиков!».

Естественное последствие: «Если ты не сядешь ужинать сейчас, то у тебя не хватит времени посмотреть мультик после ужина. Ты же помнишь, что в 8 мы выключаем телевизор и начинаем готовиться ко сну?».

Что отличает эти сообщения:

✅Форма, в которой мы это преподносим.
Первое сообщение является авторитарным. Это простое приказание, у ребёнка нет выбора, ему не нужно задумываться, что делать, это решает за него родитель. Во втором сообщении мы предупреждаем его о том, что может произойти, но ничего не приказываем.

✅Причина, по которой мы это делаем.
В первом случае мы хотим, чтобы ребёнок расплатился за своё непослушание. Вы втором мы хотим, чтобы ребёнок научился тому, что у всего бывают последствия, что есть определённые временные рамки.

✅Чувства, которые это вызывает у ребёнка.
В первом случае ребёнок чувствует себя беспомощным, ощущает превосходство родителя, часто это вызывает чувство протеста, и ребёнок специально не идет ужинать. Во втором случае ребёнок понимает, что он сам контролирует ситуацию, и только от его собственных действий и решений зависит ход событий.