Ул. Розы Люксембург, д.61
д. Брусилово, д.37

Личные границы

13.04.2021

Как правильно их выстраивать с ребенком

В этот холодный вторник наша прекрасная Данечка Муньос открывает важную тему, которую мы осветим в нескольких частях.

Личные границы и Как правильно их выстраивать с ребёнком. 👶

Тема очень интересная, полезная с потаёнными уголками, которые хочется найти и показать. Начнём? 👉🏻

Граница – это линия, очерчивающая пределы чьей-либо собственности. Многие из нас чётко знают, чувствуют, осознают свои границы? А как на счёт детей?

В чем сущность границ? Ответственность, самостоятельность, владение собой и своей жизнью, свобода, любовь.

‼Формирование границ ‼

Личные границы ребенка стоит формировать приблизительно к 6 месяцам. Именно в это время начинается «возраст исследователя»: малыш понимает, что у него есть ручки, ножки, разглядывает и изучает их. Он начинает понимать, что есть и внешнее пространство – его кроватка, стульчик, манеж, которые ограничивают его свободу передвижения. Сюда он попасть может, до этих игрушек дотягивается, а туда – нет, там зона мамы, туда можно только вместе с ней.

Мама, в свою очередь, уже получает не общий сигнал тревоги – «спасите, мне дискомфортно!», а вполне осознанные требования малыша, который хочет есть, спать, сухой подгузник, на ручки, ту игрушку. Если до этого мама полностью управляла жизнью ребенка, то теперь она уже чаще осознано прислушивается и к его желаниям, и чем дальше – тем больше.

Крайний вариант: «жить вместо ребёнка». именно сейчас стоит начать считаться с его желаниями, обращать внимание на то, какие игрушки, блюда, одежда ему нравятся.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ

🌿Важный показатель личностного здоровья и благополучия. Границы личности включают в себя все, что отличает «Я» от не «Я», мое от не моего.

🌿В первую очередь дети учатся границам у родителей, как они проявляются по отношению к детям, и как родители их обозначают между собой и с другими людьми. Взрослым, первым, важно осознавать свои собственные границы, уметь доносить это до ребенка и до всех окружающих, а также останавливать «нарушителей». Можете ли вы сразу и чётко ответить себе на вопрос «какие они, мои собственные границы»?

🌿Важно понять и принять, что уже в возрасте одного года ребенок осознает, что есть его тело, он сам, а есть все остальное пространство. Связь, которая до полугода была неразделима, начинает постепенно истончаться и рваться. Ребенок может не хотеть в данный момент сидеть у вас на ручках, обниматься, позволять себя трогать, причесывать, целовать и так далее.

🌿Тем более он может не хотеть проделывать это все с другими людьми (вашими друзьями, родственниками, или детьми, которых вы считаете друзьями своего ребёнка). Иногда его приходится уговаривать поступиться своими интересами

(например, на осмотре у врача, или когда необходимы гигиенические процедуры), однако с его мнением нужно и важно считаться.

🌿Другой вариант: «считать ребенка живой куклой» (ах, сколько фильмов можно перечислить на эту тему). «Иди на ручки к дяде», «посиди на коленках у тети», «поцелуй бабушку» — поставьте себя на место ребенка, вам бы это тоже не понравилось! Попробуйте альтернативу – используйте предложения. «Если хочешь – посиди у тети на коленях». Поверьте, с симпатичной ему тетей он и сам не против познакомиться поближе».

ФИЗИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ 💫

Они же обозначают любые границы, связанные с телом.

А их нарушение — любое нежеланное прикосновение (воздействие) на тело или органы чувств (если уж совсем прямо — любое нарушение физической границы воспринимается как физическое насилие).

Сюда можно отнести такие аспекты как:

❗ мешать спать или заставлять спать, когда он не хочет;

❗ кормить насильно, заставлять доедать до конца или есть то, что ребенок не хочет есть;

❗ обнимать, целовать без спроса и желания на то ребенка, щекотать, удерживать, вообще как-либо трогать без согласия;

❗ конечно же, причинять боль любыми способами – шлепать или бить;

❗ провоцировать нежеланный громкий звук, сильный неприятный запах, насильственное нелицеприятное зрелище.

ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ 💫

🔔Вещи, которые он носит, его игрушки, портфель, книжки и тетрадки, его личные записи, рисунки, поделки и так далее.

🔔Пространство (место), где он занимается, спит, хранит вещи, играет.

Очень важно, чтобы родители их соблюдали и уважали. Ребенку важно иметь возможность уединиться, побыть одному у себя в комнате.

ПРОЯВИТЬ УВАЖЕНИЕ К ДЕТСКОМУ ЛИЧНОМУ ПРОСТРАНСТВУ: 💫

Не стоит брать без спроса личные вещи ребенка, давать без его разрешения его игрушки другим детям, выбрасывать или портить рисунки и поделки, читать личные записи ребенка;

❗ не входите к ребенку в комнату без стука, если он закрылся и хочет побыть один;

❗ не находитесь на территории ребенка, если он этого не желает;

❗ не рекомендуется заглядывать в ванную и туалет, когда ребенок находится там;

❗ не ройтесь в карманах ребенка.

Стоит учесть, что личное пространство ребенка не сможет сформироваться полноценно, если родители в шутку или всерьез говорят ребенку, что у него нет ничего своего, что он ни на что не имеет право. 🌿

Осознание своих границ происходит быстрее, когда ребенок подрастает и начинает взаимодействовать с другими детьми. Он обнаруживает, что есть его игрушки, а есть чужие, причем первыми он может распоряжаться по своему усмотрению, а чужими – наоборот, не может распоряжаться совсем. 🌿

Он учится защищать свои личные границы (не делится любимой куклой или машинкой), расширять их (одалживает игрушки другу), взаимодействовать с чужим пространством (просить поиграть). 🌿

Другой вариант: «пытаться контролировать границы ребенка вместо него». «Поделись, ты же не жадный», или «возьми эту игрушку в садик, пусть все поиграют», «ты же мальчик! Поделись с девочкой!» — такие фразы принесут прямо противоположный эффект. Рассказывайте и объясняйте своему малышу, что только он решает, как распоряжаться своим имуществом. 🌿